Охлаждающая жидкость (или антифриз) — это жизненно важная часть системы охлаждения любого автомобиля. Она выполняет ключевую роль в предотвращении перегрева двигателя, сохраняя его рабочую температуру в пределах нормы. Однако, несмотря на свою важность, многие автолюбители часто не задумываются о правильном выборе охлаждающей жидкости.
Что такое охлаждающая жидкость?
Охлаждающая жидкость или антифриз — это специальная жидкость, которая циркулирует по системе охлаждения двигателя, поглощая избыточное тепло и предотвращая его перегрев. Также она защищает металлические компоненты двигателя от коррозии и образования накипи, а в зимнее время не позволяет системе замерзнуть при низких температурах.
Главными характеристиками охлаждающей жидкости являются:
- Температура замерзания: должна быть ниже, чем температура окружающей среды в зимний период.
- Температура кипения: охлаждающая жидкость должна выдерживать высокие температуры, при которых двигатель может перегреться, не теряя своих свойств.
- Коррозионная стойкость: жидкость должна защищать металлические элементы от коррозии и образования ржавчины.
Виды охлаждающих жидкостей
Существует несколько видов охлаждающих жидкостей, которые различаются составом, сроком службы и характеристиками. Рассмотрим их подробнее.
Охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля
Эти жидкости являются самыми распространенными и используются в большинстве современных автомобилей. Этиленгликоль — это органическое соединение, которое служит основой большинства антифризов. Жидкости на его основе обеспечивают отличную защиту от замерзания, высокую теплопроводность и долговечность.
- Преимущества: хорошие антифризные характеристики, эффективное охлаждение, защита от коррозии.
- Недостатки: высокая токсичность, поэтому при попадании в организм или на кожу нужно соблюдать осторожность.
Эти жидкости могут быть как одно- так и многокомпонентными, в зависимости от добавок, которые обеспечивают улучшенные свойства. Антифризы на основе этиленгликоля могут использоваться при температуре от -35°C до -50°C в зависимости от концентрации.
Охлаждающие жидкости на основе пропиленгликоля
Пропиленгликоль — это безопасная альтернатива этиленгликолю. Он имеет схожие свойства, но значительно менее токсичен. Этот тип охлаждающей жидкости часто используется в тех случаях, когда безопасность при работе с антифризом имеет особое значение, например, в автомобилях, где есть вероятность контакта с животными или детьми.
- Преимущества: низкая токсичность, хорошая защита от замерзания и перегрева, высокая стабильность.
- Недостатки: немного хуже защищает от коррозии, чем этиленгликоль, и его эффективность в жаркие летние месяцы может быть ниже.
Температурный диапазон использования пропиленгликоля также составляет от -35°C до -50°C, что делает его подходящим для большинства регионов с холодными зимами.
Охлаждающие жидкости на основе глицерина
Глицерин используется реже, чем этиленгликоль и пропиленгликоль, однако некоторые производители предлагают жидкости на его основе. Эти охлаждающие жидкости достаточно экологичны и безопасны, но обладают более высокой вязкостью, что может влиять на эффективность охлаждения при высоких температурах.
- Преимущества: высокая безопасность для здоровья, экологичность.
- Недостатки: высокая вязкость, ограниченная совместимость с некоторыми материалами системы охлаждения.
Охлаждающие жидкости с органическими добавками (OAT)
Охлаждающие жидкости с органическими добавками (Organic Acid Technology, OAT) — это относительно новые жидкости, которые не содержат силикатов, фосфатов и аминов. Они обеспечивают отличную защиту от коррозии, не вызывают образования накипи и являются более стабильными, чем традиционные жидкости.
- Преимущества: длительный срок службы (до 5 лет или 250 000 км пробега), высокая эффективность защиты от коррозии, отсутствие осадков и отложений.
- Недостатки: высокая стоимость, ограниченная совместимость с более старыми автомобилями (может требоваться промывка системы).
Эти жидкости подходят для современных автомобилей с закрытыми и герметичными системами охлаждения, где производители рекомендуют использование именно антифризов с OAT.
Охлаждающие жидкости с неорганическими добавками (IAT)
Охлаждающие жидкости с неорганическими добавками (Inorganic Additive Technology, IAT) — это более традиционные антифризы, которые используются в автомобилях старого поколения. Они содержат силикатные добавки, которые защищают от коррозии, но имеют меньший срок службы по сравнению с OAT.
- Преимущества: доступность, низкая цена.
- Недостатки: более короткий срок службы, повышенная вероятность образования отложений и накипи, менее эффективная защита от перегрева.
Комбинированные антифризы (HOAT)
Комбинированные антифризы (Hybrid Organic Acid Technology, HOAT) сочетают в себе свойства как органических, так и неорганических добавок. Они обеспечивают хорошую защиту от коррозии, имеют долгий срок службы, но при этом подходят для большинства современных автомобилей, требующих использования жидкости с неорганическими добавками.
- Преимущества: долгий срок службы, высокая эффективность защиты от коррозии.
- Недостатки: стоимость может быть выше, чем у обычных антифризов.
Как выбрать охлаждающую жидкость?
Выбор охлаждающей жидкости зависит от:
- Рекомендации производителя автомобиля. Наиболее важный аспект, которому стоит следовать, чтобы избежать проблем с системой охлаждения. Проверяйте руководство по эксплуатации вашего автомобиля, где указаны рекомендации по типу охлаждающей жидкости.
- Климатические условия. Для холодных регионов предпочтительнее использовать жидкости с более низкой температурой замерзания. В жарком климате важно выбирать жидкости, которые хорошо выдерживают высокие температуры.
- Совместимость с материалами системы охлаждения. Если ваш автомобиль старый, убедитесь, что выбранная охлаждающая жидкость совместима с материалами системы охлаждения, такими как прокладки, шланги и радиатор.
- Срок службы жидкости. Если вам нужно долго ездить без замены жидкости, выбирайте антифризы с органическими добавками (OAT) или комбинированные (HOAT), которые обеспечивают продолжительный срок службы.
Читайте также: Электронные системы автомобиля: диагностика и ремонт